• Национальный юридический центр -
    География постоянного местонахождения: Волгоградская область, Москва и Московская область
  • Национальный юридический центр -
    Разработка и сопровождение социальных проектов по повышению правовой грамотности
  • Национальный юридический центр -
    Более 5000 судебных дел за последние три года
  • Национальный юридический центр -
    Активное участие в профильных экспертных и общественных советах при органах государственной и муниципальной власти

Способы участия граждан в управлении делами государства

Конституция РФ закрепляет, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Согласно ч. 2 ст. 3 и ч. 1 ст. 32 Конституции РФ, многонациональный народ Российской Федерации осуществляет свою власть, а ее граждане участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Таким образом, в Конституции РФ закреплены две формы осуществления власти народом: непосредственно им самим и опосредованно – через органы государственной и муниципальной власти.

В настоящей статье речь пойдет об основных и относительно новых способах непосредственного участия граждан в управлении делами государства на территории Волгоградской области.

Институт общественного контроля является одним из инструментов реализации конституционного права граждан на управление делами государства.

Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Согласно указанному Федеральному закону под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений. Общественный контроль осуществляется на добровольной основе гражданами как лично (в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов), так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций (общественных палат, советов, наблюдательных комиссий, инспекций, групп общественного контроля).

Еще одним способом участия граждан в управлении делами государства являются общественные советы при органах власти. Так, например, постановлением Губернатора Волгоградской области от 12.05.2012 № 317 утверждено типовое положение об общественном совете при органе исполнительной власти Волгоградской области. Совет формируется на основе добровольного участия в его деятельности граждан Российской Федерации, представителей общественных объединений и иных организаций. Общественные советы формируются при всех органах исполнительной власти Волгоградской области, а их составы утверждаются приказом соответствующего органа.

Согласно указанному положению, совет призван обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений и органа исполнительной власти Волгоградской области для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, а также иных вопросов, относящихся к сфере деятельности органа исполнительной власти Волгоградской области. Совет вправе вырабатывать рекомендации органу исполнительной власти Волгоградской области по вопросам его деятельности, проводить общественную экспертизу проектов правовых актов, разрабатываемых органом исполнительной власти Волгоградской области, участвовать в определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных некоммерческих организаций, а также проводить иные мероприятия, направленные на оптимизацию деятельности органа исполнительной власти Волгоградской области.

         Непосредственное участие граждан в нормотворческой деятельности государства обеспечивается правом разрабатывать и вносить проекты правовых актов на рассмотрение государственных органов. Данное право граждане могут реализовать несколькими способами.

В целях обеспечения развития и укрепления гражданского общества, защиты прав человека и гражданина, участия граждан в управлении делами государства Указом Президента Российской Федерации утверждены правила рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» – www.roi.ru (далее – Правила).

Общественными инициативами считаются предложения граждан Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления. Направлять общественные инициативы с использованием интернет-ресурса и голосовать за них могут граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.

Размещенная на интернет-ресурсе общественная инициатива должна получить необходимую поддержку в ходе голосования с использованием интернет-ресурса. Поддержанной считается инициатива, которая в течение одного года после ее размещения на интернет-ресурсе получила:

а) не менее 100 тыс. голосов граждан – в поддержку инициативы федерального уровня;

б) не менее 100 тыс. голосов граждан, постоянно проживающих на территории Волгоградской области, – в поддержку инициативы регионального уровня (Волгоградская область);

в) не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, – в поддержку инициативы муниципального уровня.

Общественная инициатива, набравшая необходимое число голосов, направляется на рассмотрение в экспертную рабочую группу.

По результатам рассмотрения общественной инициативы экспертная рабочая группа готовит экспертное заключение и решение о разработке соответствующего нормативного правового акта или принятии иных мер по реализации инициативы.

Состав экспертной рабочей группы и положение о ней на территории Волгоградской области утверждены постановлением Правительства Волгоградской области от 25.09.2013 № 506-п.

Уставом Волгоградской области гражданам предоставлено право законодательной инициативы в Волгоградской областной Думе. Порядок реализации указанного права урегулирован Законом Волгоградской области от 03.06.2014 № 80-ОД «О порядке осуществления права законодательной инициативы гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Волгоградской области».

Право законодательной инициативы в Волгоградской областной Думе принадлежит гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Волгоградской области, независимо от сроков проживания, места рождения, национальности, и достигшим возраста 18 лет. Граждане осуществляют право законодательной инициативы путем внесения в Волгоградскую областную Думу проекта закона Волгоградской области, проекта постановления Волгоградской областной Думы  или поправок к законопроекту (проекту постановления), внесенному в Волгоградскую областную Думу. Для реализации права законодательной инициативы граждане должны образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек, которая собирает в поддержку инициативы подписи граждан. Законопроект, проект постановления или поправки к проекту считаются поддержанными, если гражданами за них отдано не менее 10 тысяч подписей.

В случае если инициатива набрала необходимое количество подписей граждан, она направляется на рассмотрение Волгоградской областной Думы.

Анализируя действующее законодательство можно сделать вывод, что в настоящее время у граждан есть немало способов непосредственно участвовать в принятии органами власти решений по различным вопросам жизнедеятельности нашего общества.

Главный специалист – эксперт

отдела по вопросам нормативных

правовых актов субъекта РФ и

ведения федерального регистра,

 ведения реестра муниципальных образований,

регистрации и ведения реестра

уставов муниципальных образований         

Д.А. Девятериков