• Национальный юридический центр -
    География постоянного местонахождения: Волгоградская область, Москва и Московская область
  • Национальный юридический центр -
    Разработка и сопровождение социальных проектов по повышению правовой грамотности
  • Национальный юридический центр -
    Более 5000 судебных дел за последние три года
  • Национальный юридический центр -
    Активное участие в профильных экспертных и общественных советах при органах государственной и муниципальной власти

Раз банкрот, два банкрот: какие перспективы ожидаются на строительном рынке.

Количество банкротств строительных компаний в 2016 году увеличилось втрое. Характерным является значительная доля в этой статистике банкротств именно организаций-застройщиков.

Общее снижение ликвидности долевого строительства как бизнеса, уже ударило по компаниям застройщикам из регионов, где прибыль от строительства многоквартирных домов и так гораздо ниже чем в столичных проектах. Это означает, что к уже существующим проблемам (просрочке исполнений требований дольщиков по передаче квартир от застройщика и возведения некачественного жилья) прибавится проблема массового банкротства небольших и средних по объемам строительства застройщиков. Доля застройщиков, испытывающих финансовые проблемы в нашем регионе, в связи с вышеуказанными условиями, выросла многократно.

Отдельно стоит упомянуть о готовящихся поправках в закон о долевом строительстве, предусматривающие его фактическую отмену в 2020 году, а также ужесточившийся порядок заключения договоров долевого участия с гражданами, уже сейчас предусматривающий обязанность застройщика либо страховать свою ответственность, либо оформлять поручительство в банке.

Аристакесян Арсен, старший юрист ООО «Национальный юридический центр»:

«Данные нормы, внесенные в ФЗ № 214 еще в 2014 году, призваны защитить права дольщика, однако на текущий момент далеко не всеми участниками рынка они соблюдаются.

В качестве примера можно привести организацию застройщика на территории г. Волгограда, объявившую о том, что её ответственность по всем договорам участия застрахована, однако скромно умолчавшую о том, что с 2015 года компания, в которой была застрахована ответственность этого застройщика, была лишена лицензии и фактически находится в стадии прекращения своей деятельности. Возникает патовая ситуация, при которой юридически застройщик имеет необходимые по закону документы, но фактически права дольщиков ничем не обеспечены и не защищены, в случае банкротства застройщика.

Ситуацию призвано разрешить недавнее решение об учреждении компенсационного фонда долевого строительства. По поручению президента, такой фонд должен начать свою деятельность с 1 декабря 2016 года.  Цель его создания –  возмещения гражданам убытков от действий недобросовестных застройщиков и завершение строительства объектов при неисполнении застройщиками своих обязательств по договору участия в долевом строительстве. Данная структура будет аналогом Агентства по страхованию вкладов. Фонд будет формироваться за счет средств, которые застройщики отчисляют сегодня в страховые компании, — 1% от суммы каждого договора долевого участия (ДДУ). Объем фонда может составить 30–35 млрд. руб. в год.

Однако, уже сейчас очевидно, что создание данного фонда не станет панацеей в решении проблемы обманутых дольщиков.

Во-первых, уже сейчас говорится о том, что средства данного фонда будут расходоваться на компенсацию убытков обманутых дольщиков, признанных таковыми после создания фонда.

Во-вторых, само понятие «обманутый дольщик» будет закреплено законодательно и в него войдут далеко не все лица, пострадавшие от действий недобросовестных застройщиков. Например, если у застройщика-банкрота есть правопреемник, его ответственность была застрахована или имелся банк-поручитель, а также в тех случаях, когда с дольщиками заключались договора не в соответствии с требованиями 214-ФЗ – компенсацию из фонда дольщики не получат.

Таким образом, при текущих попытках законодателей внести изменения в основные законы, регулирующие деятельность компаний-застройщиков, необходимо, в первую очередь, найти баланс между снижением рисков в долевом строительстве для граждан и ценой жилья в строящихся многоквартирных домах. В текущей сложной экономической ситуации, население не готово компенсировать из своего кармана плату за снижение рисков в будущем. Поэтому проводить реформу правовой схемы участия граждан в долевом строительстве необходимо с учетом сложившейся в строительной отрасли и на рынке недвижимости текущей ситуации. Необходимо искать пути решения, которые обеспечат одновременно и доступное и безопасное жилье в нашей стране».