• Национальный юридический центр -
    География постоянного местонахождения: Волгоградская область, Москва и Московская область
  • Национальный юридический центр -
    Разработка и сопровождение социальных проектов по повышению правовой грамотности
  • Национальный юридический центр -
    Более 5000 судебных дел за последние три года
  • Национальный юридический центр -
    Активное участие в профильных экспертных и общественных советах при органах государственной и муниципальной власти

Порядок ликвидации некоммерческих организаций согласно законодательству РФ

Под ликвидацией некоммерческой организации следует понимать прекращение ее деятельности без перехода прав и обязанностей другим лицам. Некоммерческие организации, также как и коммерческие, могут быть реорганизованы. В таких случаях ликвидации организации осуществляется посредством присоединения, слияния или разделения. Однако данную форму нельзя признать ликвидацией в чистом виде, так как, несмотря на то, что само юридическое лицо прекращает свою деятельность, его права и обязанности переходят иным юридическим лицам.

Ликвидация некоммерческой организации осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом “О некоммерческих организациях”, Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

При рассмотрении оснований ликвидации можно выделить три большие группы: добровольная ликвидация, принудительная ликвидация и банкротство.

– При добровольной ликвидации принятие решения о ликвидации является выражением воли самого юридического лица. Принять решение о ликвидации может высший орган управления некоммерческой организации. Исключением являются фонды: решение об их ликвидации может быть принято только судом по заявлению заинтересованных лиц.
Основное отличие добровольной ликвидации некоммерческой организации от хозяйственных обществ заключается в увеличенных сроках регистрации некоммерческой организации и в необходимости более тщательно и подробно составлять документы, поскольку в обязанности территориальных органов Минюста России входит экспертиза и проверка законности всех поданных на ликвидацию документов. При ликвидации некоммерческой организации необходимо уведомлять Управление Минюста России, местную территориальную налоговую инспекцию, а также территориальные подразделения внебюджетных фондов (Пенсионный фонд и Фонд социального страхования).
– Принудительная ликвидация является последствием юридических действий государственных органов: суда, прокуратуры, федеральной налоговой службы и иных органов.
– Банкротство осуществляется путем подачи заявления кредиторами (некоммерческая организация за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признана несостоятельной (банкротом).
Согласно нормам Гражданского кодекса РФ, учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.
Вместе с принятием решения о ликвидации организации необходимо определить ликвидатора или ликвидационную комиссию. Данный орган осуществляет функции исполнительного органа юридического лица в период ликвидации. Лицо, которое является ликвидатором, может действовать без доверенности от имени юридического лица. Ликвидатором, членом ликвидационной комиссии может быть любой дееспособный человек, нет ограничений для назначения ликвидатором директора или учредителя организации. Особенности принятия решения о ликвидации также могут быть установлены уставом организации. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати (ФНС России учреждено средство массовой информации – журнал “Вестник государственной регистрации”, в котором подлежат публикации сведения согласно законодательству РФ о государственной регистрации юридических лиц), публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.
Завершается процедура ликвидации внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении ее из реестра в связи с ликвидацией.

Ведущий специалист – эксперт отдела

по делам некоммерческих организаций

Управления Минюста России по Волгоградской области К.В. Маркова