• Национальный юридический центр -
    География постоянного местонахождения: Волгоградская область, Москва и Московская область
  • Национальный юридический центр -
    Разработка и сопровождение социальных проектов по повышению правовой грамотности
  • Национальный юридический центр -
    Более 5000 судебных дел за последние три года
  • Национальный юридический центр -
    Активное участие в профильных экспертных и общественных советах при органах государственной и муниципальной власти

Досудебный порядок решения споров в ОСАГО продлили на два года

Не согласные с выплатами по ОСАГО автолюбители еще в течение двух лет, должны будут сначала обращаться в страховую компанию, а после, если потребуется, в суд. Поправки, продлевающие действие, претензионного порядка в ОСАГО до 1 июля 2017 года были одобрены во втором чтении депутатами Госдумы.
С тех пор как на отношения водителей и страховых компаний начал распространяться Закон «О защите прав потребителей», введение обязательного досудебного порядка урегулирования споров было лишь вопросом времени. Как пояснил старший юрист «Национального юридического центра» Колтырин Вадим Игоревич, на протяжении более двух лет суды были загружены исками от недовольных выплатами клиентов страховых компаний и количество судебных споров превышало десятки тысяч. Кроме того, в решениях выносимых судами о взыскании со страховых компаний сумм восстановительного ремонта транспортных средств, были дополнительно взысканы расходы по оплате юридических услуг, штрафы в пользу потребителя, моральный вред.
Юрист отметил, что подобная ситуация, в том числе, не могла не сказаться на росте тарифов по ОСАГО, в связи с тем, что страховые компании несли колоссальные убытки. Ситуация должна была коренным образом измениться после принятия соответствующих поправок в Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Согласно данным изменениям, теперь перед предъявлением искового заявления, недовольный выплатой пострадавший, должен в обязательном порядке обратиться с претензией к страховой, предварительно сделав независимую оценку причиненного ущерба. После этого страховая компания должна либо удовлетворить требования потерпевшего, либо отказать и только после прохождения этой процедуры можно обращаться в суд за защитой своих прав.
Таким образом, поясняет Вадим Игоревич, страховым компаниям была предоставлена возможность минимизировать свои убытки от судебных разбирательств. Однако, как показывает имеющаяся судебная практика у юристов «Национального юридического центра», страховые компании оставляют без внимания претензии и дело все равно доходит до суда. На наш взгляд механизм досудебного урегулирования нуждается в серьезной доработке. Так например, необходимо предусмотреть ответственность страховой компании в случае игнорирования претензии потребителя, а также необходимо обязать страховые компании объяснить гражданам отказ в доплате и после проведения независимой оценки.
В заключении, стоит отметить, что рынок автострахования в России отстает от лучших мировых примеров, рост тарифов, невыплата по страховым случаем, навязывание дополнительных услуг, свидетельствует о системном кризисе и требует скорейшего изменения ключевого Закона «Об ОСАГО».