• Национальный юридический центр -
    География постоянного местонахождения: Волгоградская область, Москва и Московская область
  • Национальный юридический центр -
    Разработка и сопровождение социальных проектов по повышению правовой грамотности
  • Национальный юридический центр -
    Более 5000 судебных дел за последние три года
  • Национальный юридический центр -
    Активное участие в профильных экспертных и общественных советах при органах государственной и муниципальной власти

Диалог с коллектором: правила, которые необходимо знать должнику

В связи с высокой закредитованностью граждан и увеличением просрочек по потребительским кредитам  Банки вынуждены обращаться за помощью в так называемые коллекторские агентства для взыскания задолженности по просроченным кредитам.

Отдельного нормативного акта, который регулирует работу сотрудников коллекторского агентства, в настоящее время нет. Поэтому они не наделены правом на совершение действий, направленных на взыскание задолженности с должников. Взыскивать могут только судебные приставы и только на основании исполнительного документа. Если же Банк передал права требования к гражданину коллекторскому агентству, то даже в данном случае коллекторское агентство имеет право только напомнить о долге в письменном виде, либо по телефону.

Коллекторы могут действовать как на основании агентского договора и на основании договора уступки права (требования) – то есть продажи долга. В соответствии с изменениями, вступившими в силу 1 июля 2014 года ФЗ «О потребительском кредите (займе)» заемщик при заключении договора может отказаться от условия  предусматривающего уступку прав требований третьим лицам, что в дальнейшем предотвратит  передачу долга коллекторскому агентству.

В организацию «Кредитный правозащитник» очень часто поступают жалобы на действия сотрудников коллекторских агентств, которые осуществляют в отношении граждан-должников неправомерные действия, сообщает руководитель Общественной приемной граждан Погосян Рафаэль Рубенович.

 «Чаще всего жалобы касаются нецензурного обращения с гражданами сотрудниками коллекторских агентств, также  поступление угроз о привлечении к уголовной, оскорбления в адрес знакомых и родственников, обращение взыскания на единственное жилье, лишение родительских прав, – заявляет правозащитник. – Никакие действия кредитора или коллектора не могут иметь намерением причинение вреда должнику или его поручителям. В случае, если коллектор игнорирует вышеперечисленные ограничения, должник вправе обратиться в Банк России как в орган, осуществляющий надзор за соблюдением кредитными и некредитными финансовыми организациями ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Также необходимо написать заявление в правоохранительные органы с требованием пресечь действия, нарушающие установленные законом пределы поведения добросовестного кредитора – ночные звонки, попытки давления или истребования задолженности у людей, не являющихся должниками или поручителями за должника (несмотря на факт родственных отношений с ним), взаимодействие с родителями и начальством».

Что должен знать должник:

Главное – необходимо зафиксировать оскорбления, угрозы, например, записав их на диктофон и незамедлительно звоните в полицию.  Если сотрудник коллекторского агентства непосредственно пришел к должнику, то необходимо попросить его представиться, чтобы записать данные о коллекторе, и попросить выдать требование в письменном виде и договор уступки прав требования подписанный между Банком и коллекторским агентством. Такое требование может стать весомым доказательством нарушения коллектором прав гражданина.

В связи с тем что, отсутствует четкого закрепления полномочий коллектором  в законодательстве, должники, их родственники, друзья имеют право просто игнорировать и отказаться от разговора с коллектором. Если же гражданин решит разговаривать с коллектором, то необходимо придерживаться следующих правил:

– сообщите коллектору, что ведется аудиозапись разговора (даже если на самом деле разговор не записывается);

– попросите представиться и записать Ф. И. О., место работы, повод для звонка или разговора;

– запросите документ, на основании которого коллектор предъявляет требования;

– напомните коллектору, что законом он не уполномочен на совершение действий, направленных на взыскание задолженности;

– не стоит сообщать коллектору личные сведения – доход, место работы, адреса и контакты родственников, знакомых;

– в случаях, когда коллекторы приходят домой к должнику или его родственникам, пытаются изъять в счет долга имущество, надо незамедлительно обратиться с заявлением в правоохранительные органы для привлечения их к уголовной ответственности за вымогательство.